Европарламент одобрил законопроект, разрешающий высылать беженцев в «безопасные третьи страны»
Под этот критерий попадают Грузия, Турция и Сербия

Фото: Европейский парламент
Европейский парламент поддержал законопроект, предлагающий поправки к правилам предоставления убежища. Согласно предложению, страны ЕС смогут выдворять просителей защиты в «безопасные третьи страны» даже в том случае, если у заявителя нет с этой страной связей.
Ранее для отказа в предоставлении убежища и депортации заявителя в третью страну страны ЕС должны были доказать, что у человека есть с этой страной какие-либо связи: например, в этой стране у заявителя проживают родственники, он сам проживал там продолжительное время, либо имеет культурные и языковые связи. Теперь доказывать такое отношение просителя убежища к «третьей стране» будет необязательно.
Достаточным основанием для выдворения в «безопасную третью страну» станет сам факт того, что человек проезжал через её территорию на пути в ЕС. Например, таким транзитом будет считаться даже пересадка в аэропорту.
«Безопасные третьи страны», согласно законодательству, должны отвечать ряду критериев: обеспечивать защиту от принудительного возвращения, не представлять реальной угрозы жизни и свободе человека на основании его принадлежности к социальным группам или политических взглядов, а также предоставлять возможность запросить и получить защиту.
Безопасными странами Евросоюз считает, в частности, страны в статусе кандидата на вступление в ЕС, а также ещё несколько стран, таких как Египет, Косово, Бангладеш, Колумбия, Индия, Марокко и Тунис. Среди кандидатов на вступление в Евросоюз числятся Грузия, Турция и Сербия.
Таким образом, в случае окончательного принятия законопроекта, страны ЕС получат право вовсе не рассматривать запросы на предоставление убежища от россиян, проживавших или даже проезжавших транзитом через эти страны.
Кроме того, в документе предусматривается, что подача апелляции на отказ в предоставлении убежища по процедуре перенаправления в «безопасную третью страну» не будет означать автоматической отсрочки депортации. Таким образом, просителей защиты, получивших отказ, смогут сначала выдворить за пределы ЕС, а только потом начать рассматривать их апелляцию. Юристы Amnesty International считают, что это может привести к цепочке насильственных выдворений.
«Это увеличивает риск (цепной) высылки или невозможности для просителей убежища реализовать свои права в соответствии с Конвенцией о статусе беженцев 1951 года и международным правом в области прав человека. Отказ от этого критерия связи, по-видимому, направлен на более широкое использование концепции “безопасной третьей страны” и дальнейшую передачу ответственности третьим странам. Это противоречит и наносит ущерб функционированию системы убежища ЕС и глобальной системы защиты в целом», — говорится в открытом письме правозащитников.
Port отправил запрос с просьбой прокомментировать решение и пояснить, будут ли Грузия, Турция и Сербия включены в список «безопасных третьих стран», и планируют ли власти высылать туда просителей убежища с российским гражданством. На момент публикации ответа не поступило.
В конце января стало известно о первом случае, когда власти Турции попытались экстрадировать в Россию политически преследуемого эмигранта. Об этом случае сообщается в докладе Фонд Фридриха Наумана, подготовленном основательницей правозащитного проекта «Ковчег» Анастасией Бураковой. Турция напрямую сотрудничала с российскими властями в рамках уголовного дела.
Как пишет «Ковчег», в сентябре 2025 года юридический отдел организации получил запрос от россиянина, которого попытались депортировать из Турции после обращения от российского бюро Интерпола. В России его преследовали по статье о призывах к терроризму (ст. 205.2 УК) за комментарий в интернете.
Россиянина задержали турецкие силовики вскоре посещения российского посольства. Его хотели выдворить в Россию из-за некой «угрозы национальной безопасности». Её существование обосновывали, ссылаясь на материалы российского уголовного дела. Россиянина удалось эвакуировать в безопасную страну.
Согласно этому же докладу, после 2024 года резко ухудшилось положение политических беженцев в Грузии. В стране увеличилось число произвольных и незадокументированных отказов во въезде, депортаций без соблюдения правовых норм.
Грузия отказывала в предоставлении убежища политически преследуемым россиянам. 23 января стало известно о задержании в Тбилиси Михаила Тимофеева, помощника бывшего губернатора Хабаровского края Сергея Фургала. Ему может грозить экстрадиция в Россию. Департамент миграции ранее отказал ему в предоставлении защиты — это решение он оспаривает в суде.
В стране также фиксируются случаи преследования за участие в местных политических протестах. В октябре 2025 года гражданина России Николая Беликова приговорили к 14 суткам ареста с последующей депортацией из Грузии за «перекрытие дорог» в ходе митинга. Его депортацию отсрочили: адвокаты россиянина подали жалобу в ЕСПЧ. Трое россиян, Анастасия Зиновкина, Артём Грибуль и Антон Чечин, осуждены на сроки по 8,5 лет за хранение наркотиков. Все трое заявляли, что вещества им подбросили силовики, а своё преследование связывали с участием в протестах.
В Сербии отмечены случаи аннулирования видов на жительство и выдачи предписаний покинуть страну на основании размытых формулировок о некой «угрозе национальной безопасности». Например, в марте 2025 года Ярослав Булавин со своего дрона снимал масштабные акции протеста в Белграде. Его фотографии собрали миллионы просмотров и украшали обложки газет и журналов, однако в июле власти лишили его ВНЖ, дали ему неделю на то, чтобы покинуть Сербию, и запретили посещать страну до конца марта 2026 года. Фотограф временно уехал в Черногорию.