ФСБ под видом украинцев склоняет россиян к совершению преступлений
Иллюстративное фото: Klaus Wright / Unsplash
Правозащитный проект «Первый отдел» проанализировал обвинительный приговор жителю Орла Ивану Толпыгину и обнаружил доказательства того, что сотрудники ФСБ притворяются украинцами в интернете, чтобы провоцировать антивоенно настроенных россиян на преступления против государственной безопасности.
В июле 2024 года Толпыгин был приговорён к четырём годам колонии общего режима и штрафу в 500 тысяч рублей за «установление и поддержание отношений» с неназванным «представителем Украины». Однако из приговора следует, что общение Толпыгина происходило с человеком, действовавшим по заданию ФСБ.
«В данном мессенджере, в период с <дата> до <дата> достиг договоренности поддерживать в тайне от органов государственной власти отношения сотрудничества с пользователем учетной записи “Тимур” (публичное имя: <…>”), который представился как представитель Украины (далее — пользователь “Тимур”), в целях совместного осуществления деятельности против безопасности Российской Федерации.
При этом фактически пользователь “Тимур” действовал в рамках оперативно-розыскного мероприятия “оперативный эксперимент”, проводимого сотрудниками УФСБ России по <адрес>, о чём Толпыгин И.А. не был осведомлён», — цитируют правозащитники текст приговора Толпыгину.
Согласно приговору Орловского суда, «Тимур», действовавший по заданию ФСБ, спровоцировал Толпыгина на отправку координат военных объектов и сведений, которые содержали «информацию, создающую условия для причинения ущерба безопасности Российской Федерации».
Из приговора Ивану Толпыгину. Скриншоты: «Первый отдел»
Адвокат «Первого отдела» Евгений Смирнов уверен, что действия ФСБ в этом деле — не оперативно-розыскные мероприятия, а склонение к преступлению, запрещённое законом РФ.
«Федеральный закон “Об оперативно-розыскной деятельности” запрещает сотрудникам подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий. В приговоре Ивану Толпыгину описан классический пример провокации к осуществлению преступления против государственной безопасности», — заявляет Смирнов.
Адвокат обращает внимание на то, что изначально Толпыгин лишь искал способы «сдаться в плен представителям Украины» после начала мобилизации и «обращался на украинские ресурсы, в том числе “Хочу жить”». Это означает только то, что до провокации ФСБ он просто читал украинские паблики и заходил на сайт, что не является нарушением закона.
«То есть сообщения этого “Тимура”, действовавшего по заданию ФСБ, и стали началом выполнения объективной стороны преступления — “установления отношения сотрудничества на конфиденциальной основе с представителем иностранного государства”», — подчёркивает Смирнов.
По данным «Первого отдела», суд впервые опубликовал документ, фактически подтверждающий, что сотрудники ФСБ толкают людей на совершение преступлений по статьям о «госизмене» и «конфиденциальном сотрудничестве». При этом, утверждают правозащитники, в России возбуждаются десятки, а возможно, и сотни таких уголовных дел. Истории людей, пострадавших от подобных провокаций силовиков, ранее собирал Port.
«Обычно чекисты пытаются скрыть данные о своём участии в подобных делах, чтобы не быть обвинёнными в провокации и вменить оконченный состав преступления. Думаю, что публикация этого приговора — очевидный прокол ФСБ», — отмечает Смирнов.
Адвокат также добавляет, что, согласно приговору, Толпыгину ставят в вину только то общение, которое тот вёл с сотрудником ФСБ. Это означает, что он не устанавливал «конфиденциального контакта» с представителем Украины и вменить ему можно разве что покушение на совершение преступления.
Поделиться: