Из Сербии хотят экстрадировать россиянина по обвинениям в мошенничестве. Он отрицает вину и опасается отправки на фронт

Фото: соцсети
Гражданину России Дмитрию Лаговскому грозит экстрадиция из Сербии по запросу России, сообщает N1. Сам россиянин настаивает на своей невиновности, а его адвокаты утверждают, что сербские суды отказываются рассмотреть дело должным образом, ссылаясь только на формальную сторону запроса российской стороны.
Лаговский переехал в Сербию более 2 лет назад вместе с женой и двумя несовершеннолетними детьми. Не сумев найти работу по специальности из-за языкового барьера, он стал водителем городского автобуса в Белграде, работал легально и исправно платил налоги. В апреле этого года его арестовали: Россия потребовала выдать мужчину для суда по делу о мошенничестве.
О существовании уголовного дела в свой адрес Лаговский не знал до момента ареста, пишут местные СМИ. Следствие в России утверждает, что он входил в организованную группу, которая четыре года назад продала участок земли частной компании по цене ниже рыночной. Россиянин настаивает, что был всего лишь независимым юристом, нанятым для составления договора и передачи его в кадастр. Он пытался доказать это в судах в Сербии, оспаривая экстрадицию.
«Я пытался объяснить Апелляционному суду, что я невиновен, но они говорят: это неинтересно, ведь мы только смотрим на полученный документ. И всё», — рассказал Лаговский в интервью.
Правозащитник Дмитрий Захватов в разговоре с Port объяснил, что такие случаи — не единичные. По его словам, российские власти всё чаще преследуют обычных предпринимателей и даже рядовых сотрудников в коммерческом секторе, вынуждая их бежать за границу.
«Палочная система, которая действует в российской полиции, примерно так же работает и в других органах государственной власти: в налоговой службе, в организациях, связанных с контрактной системой — везде, что связано с госзакупками. Поэтому очень часто предприниматели оказываются в такой позиции, что они, будучи незаконно преследуемыми по уголовным делам, часто связанным с мошенничеством, вынуждены бежать и искать защиты в Европе, понимая, что в России нет правосудия, нет независимого суда», — сказал Захватов.
Специальный департамент по борьбе с организованной преступностью Верховного суда в Белграде постановил, что Россия соблюла все юридические предпосылки для экстрадиции Лаговского. Из-за этого в ноябре МВД Сербии аннулировала временный ВНЖ россиянина.
Сам Дмитрий опасается высылки в Россию не только из-за угрозы тюремного срока, но и из-за того, что его могут мобилизовать. Поскольку он окончил факультет радиоэлектроники в российском вузе, его автоматически зачислили в запас в звании лейтенанта.
«Я родился в Украине. Как я могу идти воевать со своими друзьями и семьёй? Там похоронен мой дедушка, там мои друзья, там живут родители моей жены, у меня там много родственников... Я не знаю, как это возможно», — поделился он с журналистами.
Защитник Лаговского считает, что суд не рассмотрел дело россиянина должным образом и не учёл всех обстоятельств.
«Начиная с того, что нет достаточных доказательств, подтверждающих наличие обоснованного подозрения в совершении им уголовного преступления, за которое требуется его экстрадиция, что является одним из основных условий экстрадиции, и заканчивая тем, что его разыскивает государство, находящееся в состоянии вооружённого конфликта и вышедшее из Конвенции ООН против пыток, а также из Совета Европы, в связи с чем оно больше не связано Европейской конвенцией о правах человека», — пояснил адвокат Марко Штамбук.
Адвокат направил запрос о предоставлении предварительной защиты в соответствии с правилом 39 Регламента ЕСПЧ. Такой механизм используется в экстренных случаях для предотвращения непоправимого вреда заявителю. Однако европейский суд не удовлетворил ходатайство россиянина.
Из-за опасений мобилизации россиянин подал запрос на предоставление убежища. Окончательное решение об экстрадиции примет министр юстиции. На запрос N1 Ненад Вуйич не ответил, однако практика показывает, что в подобных кейсах чиновник чаще всего встаёт на сторону суда.
Дмитрий Захватов рассказал Port, что в его личной адвокатской практике порядка половины дел по мошенническим статьям, возбуждённых в России, были необоснованными. Адвокат назвал это большой проблемой, ведь защитить права таких людей очень тяжело.
«Их истории достаточно сложно объяснить миграционным властям, как Евросоюза, так и стран, которые являются, например, кандидатами в члены Евросоюза, потому что формально их истории не подпадают под категорию политического преследования. Но, тем не менее, им необходима защита, поскольку они никаким образом не могут в России доказать свою невиновность. А это означает, что в отношении них возникает риск того, что они попадут в тюрьму. Из тюрьмы они могут быть завербованы на войну», — сказал правозащитник.
Поделиться: