Двоим российским активистам отказали в предоставлении убежища в Казахстане

Фото: соцсети
Об этом сообщает казахстанский правозащитник Мурат Адам. В предоставлении защиты отказали бывшей волонтёрке штаба Навального Юлии Емельяновой и чеченскому активисту Мансуру Мовлаеву. Юрист заявил, что планирует обжаловать решение в суде.
«Мотивировка отказа была самая простая: они не соответствуют критериям для предоставления им убежища. Странно, конечно, их обоих ждут пытки в своей стране, а Мансура однозначно ждет на родине убийство», — написал адвокат.
Юлию Емельянову задержали в транзитной зоне аэропорта Алматы 31 августа 2025 года. Россия объявила активистку в межгосударственный розыск из-за обвинений в якобы краже мобильного телефона стоимостью в 12 тысяч рублей. Сторона защиты считает дело сфабрикованным, а преследование — политически мотивированным. После задержания в Казахстане девушку отправили в СИЗО.
Мансур Мовалев был задержан в Алматы 13 мая. Его преследование связывают с поддержкой чеченского оппозиционного движения «1ADAT». В 2020 году его осудили по 228 статье за хранение наркотиков, а в 2022 он освободился по УДО. По словам чеченских активистов Ибрагима и Байсангура Янгулбаевых, дело было сфабриковано. Как утверждает издание «Кавказ. Реалии», в августе того же года Мовалева похитили сотрудники полиции Шалинского района Чечни и удерживали в одной из секретных тюрем.
Активисту удалось сбежать и нелегально попасть в Кыргызстан без документов. В России Мовлаева объявили в федеральный розыск по делу об экстремизме. В октябре 2023 года суд в Бишкеке приговорил его к 6 месяцам колонии с последующей депортацией за незаконное пересечение границы. Выйдя на свободу, он бежал в Казахстан.
Группа поддержки Мовалева опубликовала в Instagram письмо активиста. Он рассказал, что решение об отказе в предоставлении убежища в Казахстане приняли 26 декабря, и назвал решение «смертным приговором».
«Своим отказом предоставить мне убежище, вы подписали мне смертный приговор — через о пытки в России. Конечно, меня открыто в России никто не станет казнить, (хотя и это не точно). Я возможно даже после пыток, на камеру скажу, что со мной якобы всё хорошо, а после, спустя некоторое время, я умру при загадочных обстоятельствах, повешусь, сердце остановится или что то ещё придумают», — написал он.
Поделиться: