Правозащитница Гера Угрюмова направила петицию в Европарламент о выплате присуждённых ЕСПЧ компенсаций россиянам

Фото: Guillaume Périgois / Unsplash

Фото: Guillaume Périgois / Unsplash

Об инициативе активистка рассказала в своих соцсетях. В петиции она предложила Европарламенту рассмотреть возможность выплачивать россиянам компенсации по решениям ЕСПЧ из доходов от замороженных в Европе российских активов. Аналогичным образом ЕС предоставляет финансовую помощь Украине. 

Скриншот: Гера Угрюмова

Скриншот: Гера Угрюмова

«Мы видим, что ЕС удалось выработать инструмент, как эти активы не тратить, но при этом и “пустить их в ход”. Этот инструмент предназначен для помощи Украине, я не вижу причин не использовать такой же инструмент для выплаты отсуженных компенсаций», — объясняет Угрюмова в разговоре с Port.

Она подчёркивает, что в петиции не предлагается выплачивать назначенные судом компенсации россиянам непосредственно из находящихся на замороженных счетах средств. Речь идёт о выпуске облигаций, обеспеченных находящимися в Европе российскими активами, а на выплату компенсаций направить, в свою очередь, прибыль от этих финансовых операций.

«Просто “отобрать и поделить” — это, конечно, глупая затея, потому что там достаточно много активов частных лиц. Об этом, например, говорит Жанна Немцова. В эти же замороженные активы попадают и акции, купленные людьми у условного ВТБ, который хранил их у внешнего провайдера, и они в последствии были заморожены. Если всё же брать деньги напрямую, а не через «костыль» с облигациями, то это должны быть активы именно Российской Федерации как государства, а не частных лиц», — резюмирует она.

По оценкам СМИ, на конец 2022 года накопилось свыше 2,3 тысяч дел против Российской Федерации, решения ЕСПЧ по которым не были исполнены. Это 40% от общего числа невыплаченных компенсаций по решениям суда. В денежном выражении эта сумма превышает 80 миллионов евро.

Рассмотрение инициативы может занять несколько месяцев, считает Угрюмова. При первоначальной оценке петиции канцелярия примет решение, относится ли предложение к юрисдикции Европарламента. После этого будет принято решение о том, нужно ли провести сбор подписей, или можно сразу передать её на рассмотрение. Итоговым шагом станет официальный ответ Европарламента по существу запроса. Обычно такой процесс занимает 4-6 месяцев, делится опытом правозащитница.

Это уже не первая петиция, направленная активисткой в Европейский парламент. Ранее по её запросу он выпустил разъяснения в вопросе санкционных ограничений в отношении граждан России.

Одна из петиций касалась прав россиян на поступление в вузы на территории ЕС. В официальном ответе Европарламент подтвердил, что ведённые Евросоюзом санкции не содержат никаких ограничений для абитуриентов из России. Вопрос о существовании таких ограничений не раз вызывал проблему у российских студентов. Так, например, со ссылкой на несуществующие санкции в поступлении россиянам отказывали UAS Technikum в Вене и Чешский агротехнический университет.

Ещё одна петиция касалась вопросов открытия счетов в европейских банках. Отказы в открытии и обслуживании счётов клиентам с российскими паспортами за последние три года стали рутиной. По запросу Угрюмовой Европарламент подтвердил, что единственное ограничение, наложенное санкциями — это запрет на внесение депозитов свыше 100 тысяч евро российскими гражданами или компаниями.

Поделиться: