Польские пограничники в штатском пришли с «проверкой» в дом, где проживают волонтеры организации Russians For Ukraine

Волонтеры RFU. Фото: соцсети организации

Волонтеры RFU. Фото: соцсети организации

Инцидент произошел утром 7 августа, сообщила Port волонтерка организации Яна. По ее словам, трое людей в штатском вошли в дом, арендуемый командой волонтеров в польском приграничном поселке Медыка. Один мужчина и две женщины не представились и не предъявили служебные удостоверения, лишь мельком показали жетон и заявили, что являются сотрудниками пограничной службы. 

Яна также рассказал Port, что силовики проверяли у всех присутствующих документы и в грубой форме задавали странные вопросы: «Русские помогают украинцам? Странно! Ой, не рассказывайте нам, что вы тут ничего не зарабатываете! На что живёте? Не работаете? А вы поступали в полицеальную школу [среднее профессиональное учебное заведение в Польше – прим.ред.] только для того, чтобы получить карту [вид на жительство]? Это ваш автомобиль? Личный?».

По неясной причине документы некоторых волонтеров вызвали у пограничников особое недоумение: например, у волонтерки Яны, проживающей в волонтерском доме в Медыке и работающей в RFU c начала 2022 года, был при себе вид на жительство, выданный Мазовецким воеводством Польши. Увидев его, пограничники усомнились, дает ли он право проживать в Медыке, находящейся в Подкарпатском воеводстве. Также ее стали расспрашивать о ее родителях: карта побыта выдана на основании наличия польских корней, а имена у родителей «не похожи на исконно польские».

Допрашивали и волонтерку с американским гражданством, которая приехала в Медыку на неделю поучаствовать в волонтерском движении вместе со своей дочерью. Силовиков ввел в ступор американский паспорт, в котором местом рождения была указана Россия. Также они дотошно выясняли, почему паспорт новый: женщина получила гражданство год назад, переехав в США 9 лет назад. 

После опроса пограничники попытались заставить волонтеров подписать некий документ. Вот как это описала Яна:

«Сначала Маше дали документ на украинском и она его подписала. Подписала не поняв. Потом дали такой же документ мне. Я спросила почему на украинском, а не на польском или русском. Они ответили, что мы же работаем больше двух лет с украинцами и должны понимать украинский язык. Я сказала, чтобы мне дали документ на польском или русском языках. Они полезли в папку и достали документ на русском. Там было написано, что у нас имеют право проверить документы. Что в случае, если мы документы не предоставим, то штраф 5000 злотых [1150 евро – прим. ред.] и что если мы его не подписываем, то имеет право подписать второй человек из группы, которая пришла.»

Волонтерам отказались предоставить копию документа.

Яна также добавила, что сотрудники другой дружественной волонтерской организации в Пшемышле рассказали ей, что днем ранее пограничники также приходили в их шелтер и расспрашивали волонтеров о деятельности RFU.

Russians for Ukraine – благотворительная организация, занимающаяся помощью беженцам из Украины на польской границе в городе Пшемышль. В ней преимущественно участвуют волонтеры, эмигрировавшие из России или имеющие российское происхождение. Организация работает на польско-украинской границе с начала марта 2022 года и существует на частные добровольные пожертвования. Волонтеры встречают поезда, приезжающие из Украины, помогают беженцам найти необходимые ресурсы, участвуют в поставках гуманитарной помощи и даже открывали собственный шелтер для беженцев. 

Волонтер RFU за работой. Фото: соцсети организации

Волонтер RFU за работой. Фото: соцсети организации

В мае 2022 года RFU уже сталкивалась с проблемами с местными властями в Польше. Так, представители Подкарпацкого воеводства вынудили волонтеров отказаться от ношения жилеток с символикой организации – об этом подробно писало польское издание Rzeczpospolita.

На вопрос о том, связан ли, по ее мнению, такой внезапный интерес властей к волонтерам с поиском российских шпионов, Яна ответила так: 

«Понятны опасения Польши, и возможно даже они имеют право придти и проверить. В любом случае форма имеет значение. И это была не допустимая форма. До сих пор не пришли в себя . Это просто оскорбительно».

Поделиться: