«Я верю в любовь, я верю в победу над смертью». Как российский эмигрант провел в Кракове панихиду на 40 дней после гибели Алексея Навального
Мемориал памяти Алексая Навального в Кракове. 26.03.2024. Фото: Port
По всему миру 26 марта прошли акции памяти Алексея Навального, убитого в колонии Харпа. В Кракове местные власти разрешили российскому эмигранту Матвею Курзукову провести панихиду на 40 дней со дня гибели политика. О том, как это было — в эксклюзивном репортаже Port.
Рядом с российским консульством стоят три полицейские машины. В сквере напротив цветет вишня. На улице уже темно. Под фотографией Алексея Навального лежат гвоздики и горят лампадки. С его смерти прошло уже 40 дней. «Убит Владимирым Путиным», — написано на табличке под именем политика.
Перед мемориалом стоят около пятнадцати человек. Перед началом панихиды они распределяют отрывки молитвы и обсуждают, как лучше ее читать, на церковнославянском или на русском. Выбирают последний вариант — чтобы всем было понятнее, о чем говорится.
«…Упокой, Господи, души усопших раб Твоих…»
<script async src="https://telegram.org/js/telegram-widget.js?22" data-telegram-post="videoportport/3" data-width="100%"></script>
«Читать молитву напротив автозаков — это, конечно...», — говорит одна из пришедших, Настя. Она стоит с церковной свечкой в руках. В России ее задерживали на митинге против мобилизации в 2022 году, а затем отправляли под административный арест. 21-летняя девушка говорит, что все еще побаивается полиции.
«…Законы Твои стали мне как песни на чужбине, где я живу. Ночами вспоминал я имя Твое, Господи!..»
Собравшиеся молятся и за погибших во время теракта в «Крокус Сити Холл». После окончания службы к микрофону подходит мужчина в очках и в бежевом пальто. Он произносит отрывок из книги пророка Исаии, а затем поет на латыни.
<script async src="https://telegram.org/js/telegram-widget.js?22" data-telegram-post="videoportport/4" data-width="100%"></script>
Его зовут Никита, он живет в Польше уже 30 лет и занимается переводами польской литературы на русский язык. Пять лет он провел в католическом монастыре. «Сороковой день — это не католическая традиция, а православная. Но тут, я считаю, все должны объединяться перед лицом зла, которое исходит из Кремля», — рассказывает мужчина.
Спустя ровно час панихида завершается и верующие начинают расходиться — задержаться дольше согласованного времени полицейские не разрешают.
Взял все в свои руки
«Панихида — это, в традиционном современном понимании, служба, в которой мы молимся перед Богом о душе умершего человека», — объясняет Матвей. Провести ее может не только священник, но и простой верующий.
Матвею 29 лет, детство он провел в Серпухове. В детстве он ездил с бабушкой в паломнические поездки, и с тех пор христианство стало важной и неотъемлемой частью его жизни. Матвей учился в МГУ на лингвиста, после начала войны сперва жил в Тбилиси, затем путешествовал по Европе, а сейчас переехал в Краков и работает в айти-акомпании.
О гибели Навального он узнал из сообщения друга. В это время Матвей был на работе — он вышел на кухню и расплакался. «Это какое-то очень глубинное, такое детское почти чувство. Именно из-за чистоты торжества зла в этой истории — взяли и убили человека в тюрьме», — говорит молодой человек.
Плакат у Мемориала Навального в Кракове. 26.03.2024. Фото: Port
В этот же день ему пришла в голову идея провести панихиду. «Эта история со смертью — какая-то очень-очень христианская. Человек пострадал за его правое дело, за то, что он хотел блага обществу, в котором он живет», — рассуждает он.
Матвей обсудил свою мысль с другими верующими российскими активистами из Кракова. Некоторые предлагали позвать батюшку. Однако, по словам Матвея, православного священника, который разделил бы взгляды оппозиционеров и понял их боль, в Кракове не нашлось. Тогда он решил провести службу сам. «У людей по-прежнему есть потребность помолиться за Навального. Человек ушел из земной жизни — есть некоторая потеря, и хочется обратить к Богу свою горечь этой утраты», — говорит он.
«Я верю в любовь, я верю в победу над смертью, — говорит Матвей. — Христианство с идеей бога любви, с богом, который победил смерть — это что-то, по-прежнему поражающее до глубины души... Я просто не понимаю, зачем от такой религии отказываться».
Саша Каминьский
Поделиться: