Святой Навальный — фантазии или реальность?

Могила Алексея Навального на Борисовском кладбище в Москве. Фото: Artem Priakhin / Zuma Press / Forum
Год назад в колонии на Крайнем Севере убили лидера российской оппозиции Алексея Навального. Его гибель стала вызовом не только для его организации, но и для всего российского общества: где-то как лакмусовая бумажка, где-то как срывание покровов. Эпический образ и кинематографичная биография, трагическая смерть и посмертные мытарства тела Навального привели к, на первый взгляд, неожиданным дискуссиям о его святости. Канонизация политическая почти свершилась, церковная на очереди — или не всё так просто?
«Мы молимся о нём и просим, чтобы он молился о нас»
Христианская вера Алексея Навального давно перестала быть секретом. В 2014 году он поздравил своих читателей с Пасхой, назвав её самым важным праздником, описав свой переход от атеизма к христианству и проведя аналогии между Христом и оппозицией. На суде в 2021 году говорил о Боге и цитировал Нагорную проповедь, а в опубликованных посмертно мемуарах «Патриот» описывал в том числе свои отношения с Богом и представления о христианстве.
Первым о святости Навального высказался 17 февраля 2024 года (на следующий день после его гибели) православный священник Валериан Дунин-Барковский. В конце панихиды по невинно убиенном он сказал: «Мне довелось так или иначе пересекаться с Алексеем и его близкими друзьями. Я всегда близким говорил, что такого христианина, как Алексей, нам ещё очень и очень сложно поискать. И, конечно, его, не побоюсь сказать, мученическая кончина, кончина страстотерпца. Он жил праведной жизнью и скончался как праведник. Мы молимся о нём, но мы и его просим, чтобы он помолился тоже о нас».
«Моё мнение с тех пор не изменилось, — говорит отец Дунин-Барковский в комментарии для Port. — Ещё в 2021 году я создал небольшое сообщество “Православные за Навального”. Обстоятельства его смерти и последовавшие за этим события, связанные с выдачей его тела свидетельствуют об очевидном: его смерть была смертью христианского праведника и страстотерпца».
Дунин-Барковский стал соорганизатором проекта помощи пострадавшим от священноначалия антивоенным священникам, на сайте которого говорится: «Участники проекта “Мир всем” разделяют глубокую скорбь в связи с гибелью Алексея Навального — настоящего воина Христова, умученного безбожной властью». Несмотря на активную антивоенную позицию и такие слова, отец Валериан остаётся в РПЦ — её автономной с 2019 года части под названием Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе.
«Я знаю, что у моего священноначалия были проблемы из-за моей позиции, но оно взяло весь удар на себя, за что я им очень благодарен. Будучи сам много лет руководителем на своей мирской работе, я считаю, что именно так и должен поступать хороший руководитель, а тем более духовный», — говорит священник.
Следующим о святости новопреставленного Навального высказался 18 февраля протоиерей Владимир Селявко. Он служил в РПЦ, был лишён сана за антивоенную позицию и восстановлен в сане Константинопольским патриархом, который имеет давнюю привилегию апелляционной инстанции. Селявко служит в Литве и в комментарии «Соте» называл Навального святым.
«Судя по тому, как этот человек жил, — безусловно, он святой. Он был верен своим принципам, верен своей вере. И то, как он интерпретировал, высказывал свою веру в воскресшего Иисуса, подчеркивает, что это был по-настоящему православно верующий человек, который погиб за свои убеждения. И эти убеждения были очень даже христианскими: он хотел другим добра».
19 февраля признания Алексея Навального святым и мучеником пожелала работавшая с Максимом Кацем и семьёй Гудковых московский политик Эльвира Вихарева: «А что нужно, чтобы признать человека святым? Ну, помимо санкции Гундяева? Праведная жизнь и исповедание веры у одного человека точно были. Может быть, пора это оформить не только словами? Алексей ведь, как минимум, — мученик. Кто тоже так считает — не пора ли нам поднять вопрос официально? Мемориалы уничтожат — иконы останутся».
«Любой, кто даже поверхностно интересовался историей раннего христианства, найдёт между Алексеем Навальным и первыми святыми столько общего, что тут же побежит оформлять петицию о канонизации, — написал 23 февраля журналист Станислав Кучер. — Исключительность Алексея Навального в том, что он был “живым и только, живым и только до конца” — в отличие от зомби, в которых уже при жизни превратились его убийцы. Он, конечно, станет самым настоящим святым, собственно, уже стал — как бы ни коробило это слово верующих, атеистов и зануд».
Подражание Христу vs борьба с буржуазией
26 февраля доктор богословия, инокиня Васса Ларина выпустила 14-минутное видео на своём YouTube-канале под названием «Алексей Навальный — мученик?». В нём она подчеркнула, что мученики — такие же грешные люди, но умершие за Христову правду, что Навальный видел свою борьбу в христианском ключе, а «его вера в Христа распятого и воскресшего вдохновляла его веру в прекрасную Россию будущего». Монахиня отметила, что лидера оппозиции убили на Сретение Господне, проводила аналогии с евангельскими событиями и, назвав Путина убийцей, сказала, что не научилась отличать его от Сатаны. Она прямо назвала Навального «православным в лучшем смысле этого слова», христианским политиком и мучеником. Это видео стало вторым по популярности (73 тысяч просмотров) в её канале.
В более длинной англоязычной версии сестра Васса сравнила Навального со святым Александром Шморелем, погибшим из-за противостоянию нацизму, больше внимания уделила образу жизни Путина, а также отметила, что истинные христианские ценности защищал именно Навальный.
«Вся суть православной веры в том, чтобы “сравнивать” жизнь любого христианина с жизнью Христа, — сказала сестра Васса корреспонденту Port. — Мы призваны подражать Христу. Как пишет апостол Павел в первом послании к Коринфянам: “Мне подражайте, как я подражаю Христу”. Православная церковь учит, что “Бог стал человеком, чтоб человек стал Богом”. Конечно, мы не по естеству становимся Богом, но по причастности к жизни и смерти Христа. Большинство из нас только в малой степени следует этому высокому призванию, но есть герои, которые очень ярко и последовательно следуют своему призванию. Таковым был и есть Алексей. Ничего не-православного нет в том, чтобы говорить об этом. И он сам совершенно ясно пишет, что ищет царства Божьего и правды его, и полагается на Иисуса Христа».
Выступление инокини вызвало немедленную реакцию в РПЦ. Например, архимандрит Савва (Мажуко) из Гомеля (Белорусская православная церковь входит в РПЦ) посвятил гипотетической канонизации Навального минимум два видеокомментария. В них он подчёркивает, что реальный Навальный «не имеет отношения к культу, который лепят», но большую часть времени уделил самой сестре Вассе. Её он осуждает за кощунство — так Мажуко оценил сравнения с Христом и то, что икона Спасителя стоит рядом с фотографией Навального (на самом деле выше), за фотографии с распущенными волосами и критику Путина, обвинял инокиню в экзальтации. «Вместо того, чтобы плакать на молитве о грехах своих, она плачет над смертью человека», качал головой архимандрит и несколько раз с усмешкой повторял: «Тот случай, когда доктору [богословия] нужен доктор».
Мажуко говорил, что ему скучна политика, он в ней не разбирается, но затем уделял много времени «украинским застенкам», «легитимным президентам» Милошевичу, Каддафи и Хуссейну. «В политике нет чистых людей, это кровавый спорт, — говорил не разбирающийся в политике архимандрит. — Этот политик отстаивал интересы США, которые ни о ком другом так не горевали. С чего он праведник?»
В схожей манере сделан ролик Игоря Петровского «Свидетели Навального: как русофобы создают новую религию» на телеканале «Спас». Там почти дословно повторяются слова Саввы (Мажуко) о «буржуазном христианстве», Милошевиче, «киевских застенках». Ведущий (депутат Заксобрания Ростовской области от «Единой России») уверенно говорит: «Политика — дело грязное». И продолжает: Америка, корпорации, Геббельс, «карательные батальоны ВСУ», снова Геббельс, геополитика, НАТО… Периодически он спохватывается и говорит, что «богословие стало элементом самой бессовестной пропаганды» и «чувствуется рука демона», затем возвращаясь к бичеванию буржуазии.
И Мажуко, и Петровский отрицали факт убийства Навального, но не объяснили, почему называют его почитание неправильным — «скучная» и «грязная» тема политики спикерам РПЦ почему-то ближе темы христианской святости.
Святые, мученики, страстотерпцы — кто это?
Напротив, запрещённый в РПЦ в служении и перешедший в Константинопольский патриархат протоиерей Андрей Кордочкин в комментарии для Port начал с темы собственно святости:
«Когда мы употребляем в современном языке слово “святой”, мы в некотором роде отходим от его изначального христианского смысла. Большая часть считает, что есть обычные люди, а есть особая категория людей, которые прошли процедуру канонизации, которых рисуют на иконах. Если мы посмотрим историю первых веков Церкви, слово “святой” было синонимом слова “христианин”. То есть не потому, что это идеальный человек, а потому что христианское сообщество было к этой святости устремлено. Это сохранилось и в последовании Божественной литургии: “Святая — святым”, возглашает священник со Святыми Дарами. Сам вывод отдельной категории христиан в особое положение христианам первых веков не был свойственен. Но тем не менее, были святые, которых они почитали — прежде всего, мученики. При этом особой процедуры канонизации в те времена не было, люди почитали их по факту мученической кончины».
Похожим образом говорила и журналистка Ксения Лученко, пишущая об РПЦ: «Святые люди — это не какие-то люди со сверхспособностями. Мы все можем стать святыми. В этом задача христианина».
Слову «мученики» в Православной энциклопедии дано такое определение: «Святые, отдавшие жизнь за Христа. Мучениками называли и святых, принявших смерть во исполнение заповедей Христовых».
Страстотерпцами называются «святые, принявшие мученическую кончину от злодеев не как от гонителей христианства, по ненавистничеству ко Христу, но в силу иных мотивов, в силу их злобы и коварства. Подвиг страстотерпчества можно определить как страдание за исполнение Заповедей Божьих, в отличие от мученичества — которое является страданием за свидетельство веры в Иисуса Христа (веры в Бога) во времена гонений и при попытках гонителей заставить отречься от веры».
«Что нужно кроме санкции Гундяева?»
Канонизация в РПЦ, по сути, делится на два варианта: местная (в рамках епархии) и общецерковная, но критерии у них одни.
Для причисления к лику местночтимых святых необходимы: общее решение правящего архиерея, клира и мирян епархии, затем одобрение материалов, представленных епархией в Синодальную комиссию по канонизации святых, а также утверждение патриархом. Согласно другой версии, [епископу] нужно отправить в канцелярию патриарха рапорт на его имя, краткую и полную биографии подвижника, его фото или проект иконы, подтверждения фактов биографии и почитания.
Общецерковная канонизация по Уставу РПЦ 2000 года входит в компетенцию Архиерейского Собора (собрания всех епископов РПЦ). Поступающие дела изучает Синодальная комиссия по канонизации, затем «вопрос выносится на рассмотрение Священного Синода» (орган управления РПЦ в период между Архиерейскими соборами). Именно Синод принимает решение о канонизации местночтимых святых и может вынести вопрос их общецерковного почитания на Архиерейский Собор.
Православная энциклопедия добавляет: «В решении Синода отмечается недопустимость практики сбора подписей в епархиях за канонизацию тех или иных лиц».
Кто канонизирует Навального?
Директор по коммуникациям Центра православных исследований Фордэмского университета Сергей Чапнин (в 1998-2015 гг. работал в изданиях Московской патриархии) отметил в комментарии для Port: «РПЦ испытывает определённые проблемы с пониманием того, что такое святость в современном мире. В ней на первый план выходят идеологические критерии канонизации. Алексей Навальный не укладывается в те идеологические рамки, которые установила нынешняя церковная власть, поэтому и канонизация Алексея [в РПЦ] невозможна». Он не захотел комментировать дискуссии о святости Навального: «Вы меня про болтовню/разговоры спрашиваете, это несерьёзно. Ну, идут разговоры, и что?», но отметил, что 27 марта в его организации будет разговор о Навальном как христианине.
По словам отца Валериана Дунина-Барковского, в рамках Архиепископии в её нынешней структуре «прославление Навального в каком-либо лике совершенно немыслимо». А в других юрисдикциях? — «Это вопрос времени и Божественной воли. РПЦЗ (МП) совершенно исключена; может быть, какие-то альтернативные осколки. Константинополь — возможно, например, викариатство русской традиции. Но это мои домыслы, конечно. В любом случае, должно пройти достаточное количество лет».
Стоит отметить, что Константинопольский патриарх причисляет к лику святых почти ежегодно, иногда большими группами. Сперва иерархи представляют документы с предложением канонизировать кого-либо в синодальную комиссию, та по рассмотрении отчитывается перед Синодом, который выносит решение о канонизации «успешных кандидатов», а патриарх подписывает соответствующий акт. Но отец Андрей Кордочкин отмечает, что этот путь также исключён — по формальным основаниям, ведь Навальный не имел отношения к Константинопольскому патриархату.
А вот с РПЦЗ вышел казус. С подачи телеграм-канала BRIEF (закрыт и почищен после включения в реестр «иноагентов», но запись сохранилась) 5 марта разлетелось сообщение: «Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский РПЦЗ Николай провёл панихиду по Алексею (Навальному) в Знаменском соборе Нью-Йорка». По-видимому, в изначальном варианте дальше говорилось: «На панихиде было сказано, что РПЦЗ рассмотрит возможность канонизации Алексея Навального как мученика». Затем эту фразу изменили: «В соцсетях пишут, что прихожане РПЦЗ просят рассмотреть возможность канонизации Алексея Навального как мученика и причисление его к лику святых». Найти подтверждение этому заявлению нам не удалось; но на сайте РПЦЗ есть сообщение от 1 марта о Литургии в день литургической памяти святителя Алексия Московского (митрополит XIII века) и панихиде по князю Голицыну — в BRIEF перепутали московских Алексеев и ухватились за панихиду? В сообщении на сайте Восточно-Американской епархии также не упоминается Навальный, как и в фейсбуке собора, а также позднейшем извещении о заседании Синода.
Не слышала о таких заявлениях и принадлежащая к РПЦЗ сестра Васса Ларина. «С официальными канонизациями обычно не спешат, — отметила она. — Вопрос такой не стоит, это точно. Я не думаю, что это реалистично сейчас». «Алексею не нужны наши почести и канонизации, — продолжила монахиня. — Он нужен нам, как свет и воздух в нашей тёмной и душной нынешней псевдо-церковной реальности. Это станет понятнее со временем, когда мы поймём, в чём наши “традиционные ценности” о которых мы твердим, но не имеем сейчас понятия. Мы право-славные, орто-доксы, что означает, что мы достойно и прямо говорим правду. Мы стоим прямо (по-гречески это “орто-”) а не сгибаемся от страха или человекоугодия, и мы мыслим и славим (в греческом — “докса”) соответственно с Божией правдой. Так делали святые мученики, как Алексей, которые не сгибались от страха а верили и говорили право-славно. В этом и в них наши ценности, а не в митрах и внешних храмах».
Вероятно, самое неожиданное заявление о святости Навального — от скандально известного ЛГБТ-активизмом иезуита отца Джеймса Мартина. Он уже 27 февраля 2024 года выложил в соцсетях изображение Алексея Навального, сделанное открытым геем и экс-иезуитом отцом Уильямом Макниколсом, который называет политика святым великомучеником и даже написал молитву через него к Богу. Однако, несмотря на столь экстравагантные действия и благоволение к Мартину со стороны папы Франциска, Католическая Церковь точно не канонизирует Навального — не только из-за благоволения Франциска также Путину, но и потому, что политик не был католиком (к слову, априори скрупулёзный процесс канонизации у католиков обычно длится десятилетиями, а для успешного финала требуется задокументированные в том числе врачами чудеса после молитв к кандидату в святые).
Не ожидается канонизации лидера оппозиции и одним из «альтернативных осколков» — непризнанной Апостольской православной церковью (она же «Объединение православных общин апостольской традиции»). Эту немногочисленную структуру возглавляет бывший священник РПЦ Григорий Михнов-Вайтенко, ставший в АПЦ архиепископом.
«Алексей Навальный — политический деятель, погибший в борьбе за свою идею. С учётом характера тюремного наказания в России всех можно называть мучениками, но не в церковном понимании этого слова, — отметил он в комментарии для Port. — Вопрос о прославлении Алексея Навального у нас не обсуждался (нет такой инициативы). Среди верующих христиан очень разное отношение к Алексею, но о его почитании как святого мне не известно. Скорее эта идея находит понимание среди людей нецерковных».
Как определить масштабы почитания
«Абсолютно уверен в том, что Алексея рано или поздно канонизируют, — говорил “Новой газете Европа” запрещённый в служении священник Николай Платонов. — Алексей был миротворцем. И тот факт, что, имея огромное количество последователей, вышедших на улицу, Алексей не повёл их на Кремль устраивать кровавый переворот, говорит о его светлой душе. Он лишь пытался достучаться до власти и до людей. Его безграничная вера в человека не является ли очередным живым примером Христовой веры в человека, и как следствие — крестной жертвы? Ради этой веры и любви он и вернулся. Он был очень добрым и верующим человеком. Как узнать, святой ли Алексей? Предлагаю всем, с той верой, какая у вас есть, просить у Алексея то, что вам нужно. Но только доброе! И по чудесам узнаем, достоин ли Алексей канонизации, или нет. Свершившиеся чудеса можно публиковать в соцсетях».
Отец Валериан Дунин-Барковский рассказывает, что в соцсетях уже есть группы, в которых священники и миряне свидетельствуют о своих молитвах Навальному и о его помощи.
«Как правило, наличие в таких группах разумных и трезвомыслящих верных (мирян) и священнослужителей не даёт такому почитанию извратиться в идолопоклоннический культ», — говорит он.
Инокиня Васса Ларина уточнила в комментарии для Port, что не призывала к канонизации Навального, но подчеркнула:
«Я говорю и буду говорить, что он мученик, и почитаю его как такового. Он очень ярко засвидетельствовал свою веру, и его подвиг ясно был явлен всему миру. Из его песни слов не выкинешь, и сила этой песни доходит до некоторых, а иных раздражает. Пусть будет так».
По мнению отца Андрея Кордочкина, перспектива канонизации Алексея Навального зависит от двух вещей:
«Первая — это политический климат в России: если он радикально изменится и Навальный станет фигурой №1, я не исключаю его канонизации, потому что Церковь показала, к сожалению, свою гибкость, когда речь шла о меняющихся геополитических реалиях. Навальный, безусловно, руководствовался христианской мотивацией в своих решениях и своём выборе. Канонизация же, если случится, станет актом политической воли — никого не будет волновать, соблюдал ли он посты.
Вторая — будет ли он действительно почитаться как святой православными людьми. Когда мы говорим о канонизации, то воспринимаем её как сигнал сверху кого-то почитать как святого, но заставить почитать святого невозможно; даже если сейчас канонизируют Суворова по заказу Минобороны, это не значит, что он станет популярным и любимым святым, ведь любому здравомыслящему человеку понятно, что такое прославление искусственно. Если мы говорим о канонизации Алексея Навального, принципиальный вопрос таков: будет ли почитание со стороны православных верующих? Я бы сказал, что сейчас его в зримой форме не очень видно, но посмотрим, что будет».
По словам священника, в России народное почитание традиционно склонялось не в сторону фигур политических или аполитичных, «а скорее каких-то блаженных, странненьких людей, находящихся в другой реальности». В таком случае у культа Навального нет шансов? Есть, считает отец Андрей:
«Православные верующие изменились и меняются, и я думаю, что шансы есть. Безусловно, есть. В советскую эпоху ядром религиозности была сельская, не очень образованная среда — а в постсоветской город стал религиознее деревни. Скажем так, условная «продвинутая Москва» может стать средой почитания. На самом деле что-то мы увидим уже сейчас. Если в воскресенье не будет закрыт доступ на кладбище и мы увидим людей в очереди… Ведь что такое почитание святого до канонизации? Это молитва за него. С той же Ксенией Петербургской — люди до её канонизации в 1988 году подавали за неё записки, хотя сразу почитали как святую».
Протоиерей Кордочкин считает, что первым шагом к народному почитанию Навального будет молитва за него: «Было бы очень интересно узнать, сколько людей придут 16 февраля в храмы подать записки за упокой, где будет имя Алексей или, тем более, “убиенный Алексей”. И если таких людей будет много в Москве, Петербурге и других крупных городах, это станет для нас первым основанием считать, что что-то происходит».
Примером народного почитания с политическим аспектом, но без канонизации отец Андрей назвал культ Евгения Родионова — российского солдата, убитого в 1996 году чеченскими боевиками, по официальной версии, за отказ снять крестик и принять ислам.
«Он не был сам политической фигурой, но война, на которой он погиб — это политический сюжет. Обратите внимание, как быстро идёт тема с Суворовым, почитания которого нет, а вот этот Евгений, если он… я не знаю точно, что там было, но отказ отречься от веры перед лицом смертельной опасности — это основание для канонизации. Почему о ней речи сейчас нет? Его убили чеченцы, а они сейчас good guys, которые воюют на украинском фронте и которых никто не хочет обижать. Почитание при этом имеется, хотя и не слишком массовое. Даже на войне с Украиной бывают у солдат шевроны с иконой Родионова».
Православный святой или политический?
Нередко, говоря о политической канонизации, вспоминают двойное (РПЦЗ и РПЦ) прославление как страстотерпцев Николая II и его семьи. Но протоиерей Владимир Селявко в контексте святости Навального упоминал почитание петербуржцами убитого императора Павла I. Оно действительно есть, но в довольно ограниченных кругах. Епископ РПЦЗ Александр (Милеант) называл Павла I мучеником и страстотерпцем, упоминая о дореволюционном почитании царя простым народом. Союз православных хоругвеносцев публиковал иконы Павла I и сообщал о якобы вечно горящих свечах на его могиле. В Петербург привозили одобренную первоиерархом РПЦЗ икону царя, а на панихиде утверждали о подготовке его канонизации до революции 1917 года. Называют Павла I мучеником и утверждают о двух веках его почитания в народе и претенденты на главенство в Доме Романовых.
«Я категорически против “политических” канонизаций (Александр Невский, Дмитрий Донской, Фёдор Ушаков и т.д.), поэтому если Алексея будут канонизировать по политическим причинам — я буду против. Если же это будет на пользу людям и Церкви — я только за. Но сначала нужно прославить в лике святых митрополита Антония Сурожского и священномученика Александра Меня — вот тут уж никаких сомнений нет и быть не может, с моей точки зрения», — говорит Дунин-Барковский.
Ксения Лученко также отмечала большое количество политических канонизаций в истории. Но указывала: «Есть люди, которые всей своей жизнью были христианскими свидетелями. И Алексей абсолютно в это вписывается»; она считает его святым.
Отец Андрей Кордочкин на вопрос о святости Алексея Навального отвечает, что есть очень сильные аргументы за и против. Он привёл в пример сестру Вассу Ларину, «которая считает, что Алексей Навальный является мучеником и святым в полном христианском смысле слова». И напомнил о явлении, которое Сергей Чапнин называет «гражданской религией», а отец Кирилл Говорун — «политической религией».
«Это такая квазирелигиозная система, смысл которой — объединять всех граждан государства независимо от их воззрений в служении этому государству. У этой гражданско-политической религии есть свои святые места и свои святые. Помните, например, Владимира Мединского, который неоднократно сравнивал со святыми героев Великой Отечественной войны и святыми их называл? Сейчас это приобретает другое измерение: в словах и церковных, и гражданских, да и мусульманских лидеров идёт оценка убитых на войне с Украиной солдат и офицеров, включая бывших заключённых, как святых и мучеников. И будет ли правильно в ответ на эту российскую политическую религию создавать новую, перпендикулярную, со своим святым и мучеником? Ведь это будет всё же политическим культом, так как Алексей Навальный был политической фигурой», — говорит протоиерей Андрей Кордочкин.
Политическое наследие потеряно…
Итак, в религиозном аспекте почитания Навального всё ясно: функционеры РПЦ категорически против, тогда как представители Русской церкви в изгнании готовы обсуждать, выдвигать и выслушивать аргументы за и против. А что в политической сфере?
Любопытно, но Фонд борьбы с коррупцией (ФБК), использующий также бренд «Команда Навального», не стал использовать или продвигать религиозное почитание своего основателя. Сохраняя его учение о необходимости бороться с воровством и используя приём расследований, именем Алексея Навального его соратники прикрывались лишь при выпуске скандального мини-сериала «Предатели».
Имеется ли в данное время политический культ Алексея Навального, насколько он распространён и имеет ли шансы превратиться в нечто масштабное, мы спросили политолога Александра Кынева.
— Культ — это громкое слово. Бывают культы некоего живого лидера, который долго правит (Сталина, Асада и так далее, когда портрет на каждом доме) — нечто монархическое. А есть культы личности посмертные, они носят идеологический характер и призваны обозначить некую фигуру как символ некоего движения, таких примеров очень много в Латинской Америке. На Кубе, например, Фидель Кастро решил создать культ не себя, а одного из погибших соратников — Че Гевары. Первый вариант отпадает, вопрос — удастся ли сделать из Навального второй тип культа. Это очень сложно, надо иметь мощнейший медийный ресурс и организационную сеть. Исходя из этого, я не очень понимаю, кто бы мог сделать из этого серьёзный культ личности. Только если когда-нибудь какой-то будущий президент вдруг возьмёт и начнёт раскручивать.
— Разве у ФБК нет ресурсов и сети?
— История ФБК с момента ареста Навального превратилась в историю рассказов о Навальном сторонникам Навального, и аудитория стала постоянно сжиматься. Вода в стакане испаряется, так и люди в политическом активизме, это подвижная субстанция, она требует постоянного рекрутинга. История рассказов о Навальном сторонникам Навального — тупиковая, ведь людям интересно лишь то, что их касается, что их волнует. В регионах всё уничтожено, но даже многие эмигрировавшие выпали, потому что даже со сторонниками тот же Волков работать не хочет. Шансов на реинкарнацию ФБК я не вижу; поскольку Алексей Навальный был харизматичным лидером, но авторитарным, он в своей структуре не предполагал наличие около себя кого-то сопоставимого. Навальный был в информационной повестке оттого, что сам был ньюсмейкером и постоянно придумывал новые инфоповоды, ломавшие картину и заставлявшие остальных на него реагировать.
— Как Трамп?
— Да. Человек, который сам создавал политику и поводы, вынуждал на себя реагировать. Чем ещё Навальный отличался от остальных политиков? Это был первый пример создания структуры с нуля, не опираясь ни на какие старые сети чего бы то ни было, в том числе старый демократический актив. Он искал молодых неофитов, которых до этого никто не знал (за редким исключением вроде Бойко и Беспалова). Демонстративное пренебрежение старой тусовкой вызывало конфликты, а он не хотел иметь с ней дел, потому что эти люди ничего не могли и говорить с людьми не хотели. При этом в штабах Навального не было демократии, это была жёстко иерархическая вождистская структура, все местные начальники назначались и увольнялись из Москвы, а мнение рядового актива никогда никого не интересовало. Первым ударом по ней было отравление Навального, вторым — арест и изоляция. Он потерял возможность быть ньюсмейкером — новости стали не от него про страну, а про него, что сразу сократило аудиторию до фанатов. Третьим ударом стала смерть Навального. Прежняя стратегия борьбы за его освобождение закончилась и ничего не осталось.
— А как же борьба за наследие?
— Наследие Навального оказалось на помойке. После его смерти началось странное метание скандальных людей, бесконечно выясняющих со всеми отношения по кругу. Вся энергия ушла в разоблачения соперников по политическому полю (Навальный этим не занимался). То есть сократили до постоянного круга фанатов, а потом начали дробить оставшееся до бесконечности. Лидеров нет, новости о них читает ничтожная аудитория фейсбучного пузыря... Думаю, наследие Навального за пределы узкой ниши не уйдёт — если только вдруг власть захочет за это взяться.
…или всё же нет?
Возможно, Алексей Навальный не будет канонизирован в обозримом будущем, а созданная им структура окончательно превратится в партию «Яблоко». Но это не станет концом истории — надежда на победу добра над злом останется несмотря ни на что. Как и образ борьбы со злом, пусть пока и не иконописный.
«Пример Алексея Навального совершенно исключительный. Фактически он показал, что христианская политика возможна, — говорит Сергей Чапнин. — И под христианской политикой я понимаю такое политическое действие, которое вдохновляется евангельским идеалом».
Иван Слободенюк для Port
Поделиться: